Комплекты конспектов со скидкой. Узнать подробнее
Детский эко-клуб «Умничка»
Вы находитесь здесь : Главная - Методический раздел - 10 особенностей памяти, которые влияют на качество занятий в вашем клубе.

БЕСПЛАТНЫЕ "ЖИВОЙ" ВЕБИНАРЫ


25 июля 2023 г. Онлайн-тренинг «Системный детский центр» (10 поток)


Бесплатный вебинар "5 шагов к открытию успешного детского клуба"


Автор: Неверова Оксана Викторовна
Давно хочу написать отзыв, покупала у вас тренинг «Годовой план руководителя детского клуба». Я в восторге!!! Я человек, который любит все по полочкам. И план оказался волшебной таблеткой. Как я без него жила, не понимаю. Знала, что мне нужна какая то напоминалка, чтобы все было вовремя и заранее, а не в последний момент, как это часто происходило. Но не понимала, как это лучше сделать. После тренинга просидела два полных дня, один раз ночью посидела, расписала, учла все что говорили, ну и все, своё. И все стало понятно, просто и предсказуемо. Причём сделала отдельно для админа и педагогов. Очень удобно! Сначала в конце первого месяца подрасстроилась, что много чего не сделала по плану, но потом поняла, что без плана раньше я и половину этого не делала. За второй месяц провернула серьезные дела, которые долго не могла сделать (Пожарка , Касса и документы). Вообщем этот ваш годовой план, ВОЛШЕБНАЯ ВЕЩЬ! Спасибо огромное, мне он очень сильно облегчил работу.

Детский клуб «Секрет Виктории»
г. Сызрань Самарская обл.

10 особенностей памяти, которые влияют на качество занятий в вашем клубе.

Каждый руководитель детского клуба мечтает о том, чтобы в его клуб стояла очередь на занятия из родителей, державших за руку своих детей. Воплощение данной мечты в реальность зависит от многих факторов: выбора помещения в нужном месте, составления правильной ценовой политики, квалификации и душевности педагогов, реализации маркетинговых идей в жизнь и т.д. Немаловажное место в превращении мечты в реальность будет занимать качество занятий в вашем клубе. Если вы не покупаете профессионально разработанные методики занятий, а доверили данное ответственное дело педагогам  или одному педагогу, которого возвели в статус «методиста», то не забудьте проследить, чтобы все нижеперечисленные особенности функционирования памяти были учтены на развивающих занятиях в вашем клубе.

Почему именно знание особенностей функционирования памяти так сильно влияют на качество занятий, а не знания свойств внимания, операций мышления, особенностей восприятия? Потому что именно память напрямую влияет на появление и проявление у детей конкретных знаний, умений и навыков. Мы можем много и неустанно работать, обучать чему-то и тщательно разъяснять, но если мы не будем учитывать особенности функционирования памяти, то вся наша деятельность будет абсолютно бестолковой – дети не покажут, не расскажут, не продемонстрируют родителям и окружающим ни-че-го…

Родители, которые приводят ребёнка на занятия и платят за них деньги, хотят, прежде всего, видеть результат посещений данных занятий. Если спустя 3 месяца (а может и ранее) посещения курса «чтения», ребёнок не будет знать определённые буквы и читать элементарные слоги-слияния, то родители обязательно задумаются, стоит ли ходить на этот курс дальше. То же самое происходит и с другими занятиями: после месячного посещения курсов английского, немецкого, китайского – дети должны порадовать родителей уверенным первым десятков слов, после «музыкальных занятий» - петь песенки и отстукивать ритм, после комплексных – считать, лепить и т.д.

Последствия недовольства результатами посещения занятий глобальны – слухи о зря потерянных деньгах будут распространяться по району молниеносно… Ещё раз подчеркнём то, о чём мы писали во многих статьях нашего сайта – результаты занятий напрямую зависят от вашего учёта особенностей функционирования памяти. Если вы это учитываете, то буква «Б» никогда не перепутается с буквой «Д», детская рука будет уверенно выводить цифру «2», родительский слух будет радовать яркий и связный рассказ по картинке, а сами родители будут переполняться гордостью, наблюдая и демонстрируя способности своего малыша.

Всё это легко и возможно достичь, если вы помните:

1. Память не любит напряжения, а любит работу лёгкую, приносящую удовольствие. Чем меньше напряжения в работе, тем продуктивнее запоминание. Значит, занятия наши должны быть построены обязательно увлекательно, с учётом возрастных особенностей детей – должна быть единая сюжетная линия, являющаяся стержнем занятия; обязательно использование игрушек, интересных детям, тогда усилия, прилагаемые  во время выполнения заданий, отойдут на второй план, а на первое место выйдет игра, любимая и понятная всем детям.

2. Закон повторения. Рассматривая этот закон, следует остановиться на механизме памяти:

  • Оперативная память – 5-20 секунд
  • Кратковременная память – 1 минута – 5 суток
  • Долговременная память – от 5 суток и до бесконечности.

Любая информация, которая поступает в мозг ребёнка в виде биотоков (название новой буквы, цифры, формы предмета, цвета и т.д.), попадая в кору головного мозга, оставляет в ней след. Если след не будет подкреплён, то он растворяется без остатка через 20 секунд (это работает оперативная память).

Если информацию повторить несколько раз и как-то подкрепить её, то она останется в «хранилище мозга»  до 5 дней (это период работы кратковременной памяти).  Систематическое повторение переводит информацию в долговременное хранилище, где она будет храниться всегда.

Вот такая научная информация, которая даст нам установку на:

  • обязательное многократное повторение (можно в разных вариантах) изучаемых понятий на одном занятии
  • необходимое закрепление данного понятия на следующем занятии, которое должно быть, по-хорошему, не позднее 5 дней от предыдущего
  • кратковременное  повторение данного понятия на последующих занятиях.

3. Необходимо использовать оптимальный промежуток между повторениями. Психологи называют эту особенность функционирования памяти «законом Жоста», поскольку  именно Жост показал, что если перечитывать текст 6 раз подряд, то информация по тексту запоминается гораздо хуже, чем, если бы мы перечитывали этот текст с перерывами в 5 минут.  Это правило на занятии использовать достаточно легко. Например, на занятии у двухлетних детей мы помогаем белочке разделить « камушки» (блоки Дьенеша) на круглые и квадратные, а затем после подвижных игр и выполнения другого задания, помогаем ей же встретить гостей – печём круглые и квадратные печенья. Таким образом, отрабатывается и закрепляется понятие формы предмета, а именно круг и квадрат, но мы не «частим» с похожими заданиями, а ставим их в соответствии с законом Жоста.

4. Резервами памяти являются ощущения.   Какие ощущения у нас есть?  Кроме 5 чувств (зрение, обоняние, слух, осязание и вкус) добавляются ещё эмоциональные и моторные (двигательные) ощущения. Ведущим является зрительный канал – больше 90% информации человек получает именно через него. Остальные ощущения тоже достойно «работают» на запоминание. Если мы на занятии стараемся подкрепить информацию не одним ощущением, а сразу целым комплексом ощущений, то информация запоминается лучше и прочнее, а потом быстрее извлекается из долговременного хранилища. Так, на занятии по чтению  при  изучении букв следует:

  • показать букву (зрительное ощущение)
  • ощупать букву с закрытыми глазами (отключаем зрительный канал и подключаем канал осязания)
  • обвести букву пальчиком и нарисовать в воздухе (на песке) (включаем моторную память)
  • нарисовать букву на полу мелом и «пройти ногами» (моторная память)

При изучении признаков времён года, например, можно:

  • рассмотреть картинки (зрительный канал)
  • включить шум дождя и голоса улетающих перелётных птиц (слуховой канал)
  • понюхать опавшие прелые листья (канал обоняние)
  • подержать в руках жёлуди, разноцветные листья (подключить канал осязания)
  • сделать осенние зарисовки по теме – паспарту, обвести и раскрасить листья, сюжетную картинку с дождём и т.д.

Подбирая и подключая ощущения на занятии, следует, всё же с осторожностью подходить к вкусовому и обонятельному ощущению, поскольку сейчас много детей-аллергиков и, например, тот  же запах прелой листвы или проба мёда на вкус может привести к приступу астмы или усилению аллергии.

5. В дошкольном возрасте большую роль играют эмоциональные ощущения. Многие учёные отмечают феноменальную память двух- и трёхлетних детей, когда они с первого раза запоминают сказку буквально дословно. У них не было опыта интеллектуальной работы, как и не было тренировок, но при этом результаты запоминания потрясающие! Почему? Дети полностью эмоционально включаются в сказку. У дошкольников эмоциональные ощущения «работают на полную катушку» как ни в каком другом возрасте. Эту особенность надо обязательно использовать на занятиях. Построение занятия в виде сказки, игры, эмоциональность педагога – всё это будет способствовать лучшему запоминанию материала. Мы не ищем все буквы  «П» на рисунке, а помогаем собрать все кирпичики для строительства дома гномика, не просто лепим шарик, а «печём» колобки для всех героев сказки «Колобок» и т.д.

6. Положительная мотивация к деятельности способствует лучшему запоминанию. Здесь мы подробно останавливаться не будем. Практически всем известно, что мотивация – это один из трёх китов, на которых стоит успешный результат деятельности. Без положительной мотивации быстрого успеха нельзя достичь никакими путями. Поэтому наша задача – построить занятия таким образом, чтобы дети любого возраста заходили в рабочую комнату клуба с великим нетерпением, с ожиданием увлекательной деятельности, чтобы выполняли задания осмысленно… Осмысленность, здесь, правда, обязательно игровая – надо помочь бабочке отремонтировать крылышко (работа с пластилином по развитию мелкой моторики) или вырастить ей цветочки на клумбе (цветовая аппликация), или помочь найти потерявшихся подружек на рисунке (развитие устойчивости и концентрации внимания)…

7. Установка на запоминание увеличивает мощность памяти. Установка – команда на запоминание. Без установки запоминание может вовсе не происходить. Неправильная установка препятствует запоминанию. Как применить данное правило на занятии? Очень просто. Например, мы второе занятие у трёхлеток строим по сюжету сказки «Репка», обязательно знакомясь с героями сказки. Наконец,  нашим малышам мы даём героев и просим выставить их в определённой последовательности, как они тянули репку.

- Ребята, давайте наших героев поставим правильно.  Кто стоит первый у репки?

- Кого позвал дедка? И т.д.

Дети выставляют всех героев. А вот теперь следует установка:

- Давайте запомним всех наших друзей-зверушек (это установка!), кто помогал тянуть репку, а то они так и норовят разбежаться.

Дети проговаривают (могут полаять, помяукать, попищать).

Далее педагог разыгрывает ситуацию, что собачка Жучка, кошка Мурка и мышка всё же убежали в лес и спрятались там среди других зверей. Выдаются либо раздаточные листы с нарисованными 6-7 зверятами, среди которых «убежавшие», либо 6-7 игрушек. Надо вспомнить, кто же помогал дедке, бабке и внучке тянуть репку и тогда репка будет «вытянута».

Наличие установки  на запоминание для детей дошкольного возраста обязательно! Например, перед ощупыванием надо будет запомнить все круглые предметы, или, рассматривая картинку, запомнить, кто из зверушек что ест, при изучении букв даём установку на запоминание именно конкретной буквы и т.д. Таким образом, мы направляем восприятие детей и делаем запоминание целенаправленным. Мы должны научить детей не просто запоминать, но и ставить себе правильную установку.

8. Ассоциации способствуют запоминанию. Ассоциация – это связь. Чем старше становится ребёнок, тем больше у него может быть ассоциаций. Установлению ассоциаций помогают образы и ощущения. Например, при изучении английского языка, не нужно заставлять детей запоминать английское слово как перевод родного слова. Необходимо ассоциировать английское слово непосредственно с соответствующим образом. Вот здесь-то на занятии вам и пригодятся муляжи, которые можно взять в руку и картинки, которые кодируют образ предмета в изображении.  Надо дать ребёнку в руку муляж яблока и сказать «Apple». Таким образом,  мы связываем понятие «яблоко» со словом «Apple». Данное правило требует, чтобы мы у совсем маленьких детей интенсивно формировали различные образы и ощущения, которые потом, в более старшем возрасте,  вступят в ассоциативные связи при запоминании. Там где можно потрогать конкретный предмет, надо дать его потрогать, а не показывать картинку (различные овощи, предметы обихода и т.д.). Если предмет показать невозможно, то надо обязательно  показать картинку,  иллюстрацию и по возможности подкрепить её слуховыми или какими-то другими ощущениями (картинки домашних животных и аудиодиск со звуками, которые они издают; либо показываем Арктику на глобусе и даём подержать в руках кусочек льда).

9. Оптимальный режим работы способствует эффективному запоминанию.

Не будем вдаваться в подробности, но учёные установили, что построение деятельности в таком режиме: лёгкая работа – отдых – трудная работа – лёгкая работа – отдых – трудная работа и т.д., способствует высокой производительности любого труда в любом возрасте. Именно в такой последовательности и стоит выстраивать задания на каждом развивающем занятии, независимо от возраста детей.

10. Память просит кислород! Процесс запоминания всецело зависит от работы мозга, а высокая активность  и работоспособность мозга  обеспечивается достаточным количеством кислорода в крови. Здесь ещё проще – обязательно хорошо проветриваем помещение между занятиями и следим за температурой воздуха в помещениях клуба, не допуская перегрева воздуха.

Таким образом, если вы посмотрите ещё раз на выделенные нами 10 особенностей памяти, то, безусловно, согласитесь, что учесть их при конструировании занятий совершенно несложно.




Оставить комментарий.




Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*